стальные
гиганты океанов Вы находитесь здесь: Главная > Выбор страны/класса > Россия > Линейный корабль типа "Севастополь",1909 |
||
Линейный
корабль типа "Севастополь"
"SEVASTOPOL" |
Россия, 1909 |
|
|
|
Водоизмещение, тонн | 23288 нормальное, 25950 полное | |
Длина,ширина,осадка | 181,20 х 26,90 х 8,40 метров | |
|
||
Силовая установка | 10 реактивных турбин
"Парсонс", 4 винта, 2 руля 42`000 л.с., 25 котлов "Ярроу"(смешанного отопления), (на испытаниях 29.11.1915 "Полтава": мощность 52`000 л.с. и скорость 24,1 узла) |
|
Скорость | 23 узла | |
Запас топлива | нормальный 816 тонн угля
и 200 тонн нефти полный 1500 тонн угля и 700 тонн нефти |
|
Дальность плавания | миль/узлов: 1625/13, 800/22 (при нормальном запасе топлива) | |
|
||
Вооружение, мм/кал. | 12 х 305/52 в четырех
трехорудийных башнях (1200 сн.) 16 х 120/50 в каземате (4000 сн.)  4 х 75 зенитные (800 сн.)  4 х 47 салютные (800 сн.) 4 х ПТА-450мм (12 торпед) |
|
|
||
Бронирование, мм | Главный пояс толщиной
в пределах концевых башен 225 мм, в оконечности продолжается 125 мм. Высота
броневых плит 5 м (3.26 м выше ВЛ при Dнорм). Над ним в пределах толстой
части - верхний пояс (высотой 2.72 м) - 125 мм. В нос продолжается толщиной
75 мм, в корму - отсутствует. Траверзы толстой части поясов (носовой и кормовой)
- 100 мм. На расстоянии 3.4 м от борта в пределах толстой части пояса продольная
переборка с толщиной брони 38 мм в районе верхнего пояса (от верхней до
средней палубы) и 50 мм - главного (от средней до нижней палубы). У нижней
палубы эта переборка переходит в ее скос. Помещения между бортом и переборкой
заполнялись углем. Главный пояс опирается на 50мм скос нижней бронепалубы, толщиной в плоской части 12 мм и закрывается сверху средней палубой с толщиной брони 19 мм между продольными переборками и 25 мм между этими переборками и бортом. Верхний пояс перекрывается верхней бронепалубой 38 мм. Рулевые отделения находились в бронеящике с толщиной стенок и крыши 100-125 мм. Кожухи дымовых труб - 22 мм. башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) 200/200/???/75, барбеты ГК выше верхней палубы 150, ниже 125 у концевых башен и 75 у средних, боевая рубка: бока 254, крыша 100, коммникационная труба 127 |
|
|
||
Личный состав | 1125 человек | |
Контрактная стоимость | 29`400`000 рублей | |
|
||
ПРИМЕЧАНИЕ: | ||
Первая серия
русских линейных кораблей постдредноутской эры. Проектировались для плавания
в условиях Балтики. Корабли были быстроходными и имели мощную артиллерию
(для своего времени лучшее в мире орудие 305/52 Обуховского завода), однако,
были слабо бронированы, имели плохую мореходность и очень маленькую дальность
хода. Взяты под контроль большевиками к июлю-августу 1917 года. К окончанию гражданской войны в связи с плохим финансированием и общим финансовым кризисом находились в плачевном состоянии (к 1923 самостоятельно передвигаться мог только Петропавловск /Марат/). В 20-х и 30-х годах была произведена модернизация: |
||
Петропавловск /Марат/ (вид после модернизации): | ||
Начали с
"Марата". В 1928 году он ошвартовался у стенки Балтийского завода
и простоял там три года. За это время на линкоре полностью заменили котлы
(вместо 25 со смешанным угольно-нефтяным отоплением установили 22 чисто
нефтяных), сняли не оправдавшие себя турбины крейсерского хода, усовершенствовали
системы связи и навигации, заменили дизель-генераторы, котельные вентиляторы
и другие вспомогательные механизмы и устройства. С целью повышения мореходности
корпус оснастили носовой наделкой с закрытым полубаком. Установка новых
систем управления огнем потребовала существенной переделки носовой надстройки
и замены простой фок-мачты на башнеподобную, внутри которой, кстати, разместили
лифт. А чтобы дым не мешал командно-дальномерным постам, пришлось изменить
форму носовой трубы, отведя дымоход назад. Все это, конечно, улучшило характеристики
линкора, однако его вооружение и защита остались прежними. И даже такой
факт, что на испытаниях 1931 года "Марат" развил очень приличную
скорость в 23,8 узла, никак не мог компенсировать безусловную слабость бронирования. |
||
Гангут /Октябрьская революция/ (вид после модернизации): | ||
Опыт
модернизации "Марата" был учтен при проведении работ на втором
корабле - "Октябрьской революции". Правда, на этот раз решили
не выводить линкор из строя надолго, а проводить его реконструкцию поэтапно
в течение трех-четырех зим - так, чтобы к началу каждой кампании он был
в боеспособном состоянии. На "Октябрьской революции" котлы также заменили на нефтяные - на сей раз всего лишь на 12 штук, но более производительных, построенных еще для "Измаила" (все-таки задел по русским линейным крейсерам не пропал даром!). Боевую рубку сделали друхъярусной, для чего поверх собственной смонтировали вторую, снятую с "Фрунзе". Конструкцию башнеподобной мачты изменили, поскольку выяснилось, что на "Марате" она сильно подвержена вибрации. Поэтому мачта стала не цилиндрической, а конической, с гораздо большей площадью опоры. У грот-мачты поставили громоздкие краны для спуска на воду гидросамолета и катеров. Ну и самое главное - несколько усовершенствовали бронирование, доведя толщину казематов и крыш башен до 152 мм. Такое решение выглядело несколько странным. Если в усилении горизонтальной брони башен еще был резон, то аналогичное мероприятие в отношении 120-мм артиллерии следует признать абсолютно бессмысленным: при увеличившихся дистанциях боя низко расположенная артиллерия среднего калибра в 30-е годы уже являлась скорее лишним грузом, чем средством самообороны от миноносцев. |
||
Севастополь /Парижская коммуна/ (вид после модернизации): | ||
Наиболее
радикальная реконструкция выпала на долю третьего советского линкора - "Парижской
коммуны". Собственно говоря, этот корабль был слегка модернизирован
самым первым, в ходе ремонта в 1928-1929 годах. Правда, первая модернизация
заключалась всего-навсего в изменении формы передней трубы и установке открытой
сверху ложкообразной наделки на носу линкора. Последняя, по замыслу конструкторов,
должна была улучшить мореходность. Практика, к сожалению, показала обратное.
В ноябре 1929 года "Парижская коммуна" под командованием Л.М.Галлера
отправилась в дальнее плавание на Средиземное море и в Бискайском заливе
попала в жестокий 12-балльный шторм. Пресловутая носовая наделка ничуть
не улучшила всходимость на волну, а наоборот, черпала воду, из-за чего корабль
зарывался носом еще сильнее. Крен достигал 29 градусов, нарушилась герметичность
палубных люков, один за другим начали выходить из строя различные механизмы...
Положение стало критическим. К счастью, несуразная носовая конструкция под
ударами волн вскоре развалилась, несколько облегчив движение линкора. С
неимоверными трудностями, после двух внеплановых заходов во французскую
базу Брест, "Парижская коммуна" и сопровождавший ее крейсер "Профинтерн"
достигли Средиземноморья. Корабли нуждались в основательном ремонте, и потому
из Москвы был получен приказ идти в Севастополь. Так Черноморский флот неожиданно
пополнился линкором. Любопытно, что разговоры о целесообразности перевода
на этот театр одного из балтийских дредноутов велись уже давно. Воистину:
не было бы счастья, да несчастье помогло... Осенью 1933 года "Парижская коммуна" встала к стенке Севастопольского морского завода для модернизации, затянувшейся на долгие годы (фактически - чуть ли не до самого начала Великой Отечественной). Помимо комплекса работ, аналогичных выполненным на "Марате" и "Октябрьской революции", на ней произвели и более серьезные усовершенствования. Так, толщину брони средней палубы довели до 75 мм, причем для этой цели использовали плиты, изготовленные еще до революции для линкора "Император Николай I". У орудий главного калибра наконец-то увеличили угол возвышения стволов - аж до 40 градусов; за счет некоторых усовершенствований немного повысилась и скорострельность (до 2 - 2,2 выстр. в мин). Дальность стрельбы 471-кг снарядом теперь составила 156 кабельтовых (29 км), в то время как у балтийских линкоров она равнялась 127 кабельтовым (23,5 км). А облегченным 314-кг снарядом образца 1928 года линкор могла стрелять на 240 кабельтовых (44,5 км) - этот рекорд в нашем флоте так и остался непобитым. Усилили и зенитную артиллерию. Первоначально предполагалось на крышах башен вместо 76-мм пушек Лендера установить 100-мм зенитки. Но позже приняли другое решение: новые 76-мм пушки 34-К разместили на верхних ярусах носовой и кормовой надстроек. Разумеется, еще более развитые, чем на балтийцах, надстройки не только увеличили перегрузку, но и ухудшили остойчивость линкора. Но при этом не допускалось мысли, чтобы демонтировать, например, ненужные 120-мм пушки вместе с броней казематов. Предложение снять с боевого корабля пушку в те годы с легкостью могло быть оценено как вредительство... В начале 1938 года "Парижская коммуна" вступила в строй, но через полтора года вновь была введена в док для завершения модернизации. Впервые при этом были смонтированы були (тогда их называли "блистеры"). Они выполняли сразу две задачи: обеспечивали противоминную защиту в подводной части корпуса и одновременно повышали остойчивость корабля. Внутри були разделялись на отсеки и заполнялись запаянными отрезками труб - по примеру английских линкоров типа "Ривендж". Ширина корпуса при этом увеличилась до 32,5 м, а полное водоизмещение перевалило за 30 тыс. т. Скорость, соответственно, немного уменьшилась - до 21,5 узла. |
||
|
Всего
введено в строй - 4 единицы.
Корабли в серии: |
Севастополь
(с
31.03.1921 Парижская коммуна, с
31.05.1943 Севастополь) Sevastopol (Parizhskaya kommuna) заложен (Балтийский завод, Санкт-Петербург) 16.06.1909, спущен 16.06.1911, введен в строй 17.12.1914. Перешел под контроль большевиков в июле-августе 1917г. В 03/1921 принял участие в Кронштадском мятеже, обстреливался береговой батареей и получил незначительные повреждения. После падения Кронштадта заменен экипаж, 31.03.1921 переименован в ЛК "Парижская коммуна". Слегка модернизирован в 1928 году, в 1929 переведен на Черное море, в период 1933-1938 модернизирован на Севастопольском морском заводе. Во время Великой отечественной войны участвовал в обороне Севастополя, поддерживал огнем тактический десант в Судаке, обстреливал немецкие позиции под Феодосией. В 1943 году поврежден бомбами. 31.05.1943 возвращено первоначальное имя "Севастополь". К концу войны зенитное вооружение линкора включало в себя 6х76-мм пушек, 16х37-мм автоматов 70-К и 14х12,7-мм пулеметов - 12 ДШК и два "виккерса". Водоизмещение достигло величины 30`395т, экипаж по штату составил 1546 человек. После войны переведен в учебный корабль. 02/1956 исключен из списков флота, разобран на металл в 1957. |
||
Полтава
(с
07.01.1926
Фрунзе) Poltava (Frunze) заложен (Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург) 16.06.1909, спущен 19.07.1911, введен в строй 17.12.1914. После знаменитого Ледового похода в апреле 1918 года участвовал в обороне форта Ино, 10/1918 отправлен на долговременное хранение к стенке Адмиралтейского завода в Петрограде. 24.11.1919 произошел пожар, длившийся 15 часов и причинивший значительне повреждения. Восстановление сочли нецелесообразным, разоружен. В 1925 году использовался как экспериментальный корпус. 07.01.1926 переименован во "Фрунзе". Ремонт, начатый в 1928, отменен в начале 30-х годов. Планировалась перестройка в линейный крейсер или авианосец. В 1939 году восстановление окончательно отменено и начата разборка. В 1941 во время буксировки корпус получил несколько пробоин и затонул в Морском канале. Затонувший корпус был поднят в период с 21.01.1944 по 31.05.1944, сдан на слом и в 1946 году окончательно разобран. |
||
Петропавловск
(с 31.03.1921 Марат,
с 31.05.1943
Петропавловск) Petropavlovsk (Marat) заложен (Балтийский завод, Санкт-Петербург) 16.06.1909, спущен 09.09.1911, введен в строй 17.12.1914. Перешел под контроль большевиков в июле-августе 1917г. 06/1919 года несколько дней подряд обстреливал мятежный форт "Красная Горка", израсходовав 568 снарядов ГК. В 03/1921 принял участие в Кронштадском мятеже, обстреливался береговой батареей и получил незначительные повреждения. После падения Кронштадта заменен экипаж, 31.03.1921 переименован в ЛК "Марат". 06/1925 под флагом председателя Реввоенсовета М.Фрунзе совершил первое заграничное плавание, посетив с дружеским визитом Кильскую бухту. В период 1928-1931 модернизирован на Балтийском заводе. Перед самым началом войны вместо пушек Лендера получил 6 современных 76-мм зенитных орудий 34-К и 2 новейшие 76-мм спаренные установки 81-К, а также шесть 37-мм автоматов и 26 стволов 12,7-мм пулеметов. Чтобы освободить место под погреба боезапаса пушек 81-К, установленных на кормовых срезах, сняли два 120-мм орудия из казематов. В 1938 был оборудован размагничивающим устройством — первый в мире боевой корабль с противомагнитной защитой. 23.09.1941 года в 10ч 49мин 46 фашистских юнкерсов с двух направлений атаковали линкор, стоявший на якоре в Кронштадтской гавани. Две бомбы попали в носовую часть корабля, пробив броневые палубы и взорвались глубоко внутри корпуса, сдетонировал боезапас носовой башни, и вся носовая часть линкора вместе с дымовой трубой и многоярусной надстройкой оторвалась и рухнула в воду, оставшаяся часть корпуса села на грунт. 326 человек экипажа, включая и командира, погибли. Часть корпуса поднята и введена в строй в качестве несамоходной плавучей батареи. 31.05.1943 возвращено первоначальное имя "Петропавловск". 28.11.1950 переклассифицирован в стационарный учебный артиллерийский корабль и переименован в "Волхов". 22.09.1951 переклассифицирован в стационарный учебный корабль. Разобран на металл в 1953. |
||
Гангут
(с
27.05.1925 Октябрьская революция) Gangut (Oktyabrskaya Revoluciya) заложен (Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург) 16.06.1909, спущен 24.09.1911, введен в строй 01.07.1914. Перешел под контроль большевиков в июле-августе 1917г. Модернизирован в 30-х годах. 23.09.1941 в Кронштадтской гавани 4 раза подвергался налетам авиации. Пользуясь дымкой на высоте 4000 м, юнкерсы появлялись внезапно и пикировали сразу со всех направлений, из-за чего зенитный огонь был малоэффективен. Одна 250-кг бомба попала в крышу 3-й башни, причинив незначительные повреждения. 27.09.1941 ЛК атаковали сразу 48 пикировщиков. 500-кг бомба угодила в палубу рядом со 2-й башней и произвела сильные разрушения (152-мм броня барбета башни была вогнута внутрь, ее обломки вместе с раскаленными осколками влетели в подбашенное отделение, но взрыва погребов не произошло). Всего в 09/1941 зенитчики ЛК сбили 11 немецких самолетов. 09/1941 сняты 8 120-мм орудий и вместе с расчетами отправлены на сухопутный фронт. Зимой 1941/42 года зенитное вооружение было усилено: установили спаренную 76-мм установку 81-К, 10х37-мм автоматов 70-К, опытный четырехствольный 37-мм автомат 46-К и 2 счетверенных 12,7-мм пулемета "виккерс". Поврежден бомбами 04.04.1942, отремонтирован к 11/1942. После войны использовался как учебный корабль до 1950 года. Надстройки и башни сняты в 07/1956. Разобран на металл в 1959. |
||
copyright
© MPS
|
последнее
обновление:
Friday, 21 November, 2003 23:26
|